Наверное вы замечали…..
Когда мы идем купаться на канал, под ногами попадаются битые кирпичи. Может быть кто то заметил, обработанный гранитный камень, лежащий на берегу канала, в воде? Все это имеет отношение к истории этих мест. Истории деревни Бугры, просуществовавшей до 2-й мировой войны. Вот некоторые факты, которые удалось найти из описаний этих мест 1884 г.
Село Назья расположено на южном берегу Ладожского озера, по Ладожскому каналу, в 22 верстах от Шлиссельбурга и по речке Назии, пересекающей канал. Название села произошло от бывшей здесь крепости, имевшей это имя. В начале 18 столетия были здесь кожевенный и пильный заводы. Церковь находится в двух верстах от Ладожского озера и в версте от старого канала. Село разделяется на верхнюю и нижнюю Назию. Верхняя расположена по речке Назии, а Нижняя — на дамбе канала.
Церковь построена в 1711 г., по благословению Иова, митрополита новгородского, князем Александром Даниловичем Меньшиковым “при крепости и при кожевенных заводах, для многонародного жития мастеровых и других людей” как сказано в подлинном указе владыки. Благословляя строение храма, владыка указал и материал и план его: «тое церковь из нового лесу построить, а верх бы, на той церкви, был не шатровый, и алтарь сделать круглой, тройной, а в церкви, в соолтарной стене посреде б были царские двери, по правую их сторону южные, а по левую северные; да подле царских дверей, меж южных, в начале поставить образ Всемилостивейшего Спаса» и т. д.
Храм устроен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и освящен шлиссельбургским протоиереем Петром Георгиевским в 1712 г.; впоследствии устроен правый придел во имя Св. Троицы. Антиминс главного престола освящен митрополитом Никанором в 1853 году; антиминс придела — епископом Агафангеллом в 1859 году. В 1820 году устроена, над притвором, деревянная, на каменном фундаменте, колокольня, осмигранная, в 8 саж. высоты. Храм обшит досками, покрыт железною крышею, окрашен, внутри оштукатурен и обнесен деревянною оградою. В 1882 г. храм окрашен на сумму в 300 р. нарочно для сего пожертвованную. Последнее обновление храма было в 1883 г.
В храме достопримечательны: 1) четырехконечный, кипарисовый крест. На концах его разные священные изображение в кругах, величиною с 15 копеечную монету. В кресте вложены частицы мощей. Крест найден под престолом. Он вложен в серебряный оклад и покрыт слюдою, для сбережение от пыли и копоти; 2) оловянныйдискос, с изображением младенца Иисуса, лежащего в сосуде, в виде купели и с надписью вокруг: «се агнец божий вземляй грехи всего мира»; 3) оловянный ковчег, в виде двух, стоящих один на другом, квадратных ящиков. Верхний ящик, меньшого размера, увенчан крестом. На лицевой стороне его- два ангела с рипидами в руках, а на задней — слова: «положен Христос». На 4 сторонах нижнего ящика — положение во гроб Спасителя и лики святых; 4) жестяные, старинные венцы: 5) два старинные евангелия, из коих одно печатано в 1703, а другое в 1763 году; на окладе последнего евангелие надпись: «коштом справлено с куреня поповичовского в вербове в церковь тамошнюю за отамана Софонию Черного», внизу «1766 г. ценою за 140 рублей»; 6) месячные минеи, печатанные в 1692 году и другие старинные богослужебные книги, напр. служебник 1763 г. молебенная книжка 1743 г., требник 1641 г.; 7) большой, пудов в 60, колокол с следующей надписью: «1748 Tho Lester MADE LISALL» и с какими то непонятными печатями.
Планы и межевые книги существуют с 1811 года. Сюда принадлежат 2 плана на церковную землю, составленные 1856 г. сентября 30, план на участок земли в 4 дес. 1,710 квадр. саж. составленный в 1870 г.; план церковного дома, пожертвованного в 1857 г.
С древних времен и до ныне причт состоит из священника, дьячка и пономаря. Вот имена прежних священников: Феодот Кондратьев (1711), Алексей Яковлев (1771),Петр Васильев (1801), Николай Иларионов (1818), Иоанн Студийский, перешедший после в Шлиссельбург и бывший там соборным протоиереем и благочинным, Феодор Сампсоньевский (+ 1838), Александр Лебедев (+ 1855), Феофан Разумовский, перешедший отсюда в Петербург, в церковь при министерстве народного просвещение;Николай Тихомиров (+ 1859), Александр Преображенский, открывший здесь, в 1860 году, училище, а потом, в 1861 г., приобретший для училища небольшой дом, принадлежавший помещице Елене Феодоровне Уковой. В 1879 г. он переведен в Гостилицы. Вместо него поступил, священствующий до ныне, Дмитрий Иоаннов Старопольский, из диаконов села Путилова.
В начале прошлого столетие здешний причт получал следующее жалованье: священнику Феодоту Кондратьеву давалось за полгода 6 рублей, дьячку Макарию Прохорову и пономарю Максиму Кондратьеву — по три рубля. С 1801 года священнику Петру Васильеву, с причетником «на обрабатывание церковной земли» прихожане обязались подпискою платить по 200 руб. ежегодно. С 1843 года причт получает жалованье по 5 разряду, т.е. 310 р. на всех, за вычетом 6 р. 20 к Кроме того причт пользуется доходами за требы.
Церковной земли 46 дес. 116 квадр. саж. Из них; пахотной 5 дес. 467 кв. саж., сенокосной 19 дес. 1,789 кв. саж., кустарнику, болот и вообще неудобной земли 21 дес. 260 с.; из церковной земли священник получает 23 дес. 58 саж., диакон, состоящий на дьяческой вакансии и пономарь — по 11 дес. 1,229 кв. саж. Пахотныи участок земли находится у церкви, а сенокосный — за каналами, в 2 верстах от церкви. Сообщение с ним не особенно удобно; да кроме того он постоянно вытравляется лошадьми, тянущими суда по каналу. Нанимать сторожей для сенокоса, или судиться с хозяевами судов, причт находят и не выгодным и весьма хлопотливым делом.
Священник живет в церковном доме, деревянном, на каменном фундаменте, диакон и пономарь в собственных домах.
Границами прихода служат: с севера — Ладожское озеро, с юга — деревни: Гонтовая, Липка, Апраксин Городок, Крутой ручей и сельцо Антоновское или Савинково; с востока- село Путилово и деревни: Горная и Канавная Шельдиха, с запада — Канавная Липка.
Приход составляют: село Назья и деревня Бугры. Деревня Бугры, подобно Нижней Назии, расположена по Староладожскому каналу. Среди деревни, на почтовом берегу канала, устроена, в 1771 г., на подобие храма, одноглавая, с колокольнею, часовня, во имя св. Николая. Она построена, как выражено в прошении крестьян, потому, что
«церковь святая от них расстоянием имеется в 7 верстах и, для того, за дальностью лишаются службы Божией»…».
Прихожане занимаются рыбною ловлею на озере, выгрузкой из Назии и загрузкой на суда сплавных дров; зимою вяжут мережи и готовят к ним дуги, а иные вывозят путиловскую плиту и укладывают ее в кубические сажени.
В 1883 г. прихожан было мужского пола 425, женского 490, всего 915. Из них: военных 70, мещан 670, крестьян 175. Многочисленность мещан объясняется тем, чего жители издавна приписаны были к Петербургу и Шлиссельбургу, а крестьяне не могли размножиться, так как земля их была отдана рабочим села Путилова. Им здешние крестьяне платят аренду.
Есть в приходе несколько раскольников-федосеевцев, из шлиссельбургских мещан.
Третья часть прихожан, особенно мужского пола, грамотные.
Училища, с малым числом учащихся, находятся в домах причта Они открыты в шестидесятых годах. Открытое в Буграх волостное училище закрыто по неимению учителя. Необходимость училища в последние годы, ощущалась особенно в видах противодействие той нравственной и физической порче, которой подвергались дети, служа погонщиками на каналах. Родители, получая за эту тяжелую работу, деньги, содействовали и участию в ней детей, а дети приучались к раннему получению денег, разврату и всему дурному, что
видели на канале. С развитием езды на пароходах по новому каналу, детям уже нет прежних доходов, но за то и силы их сберегаются лучше прежнего. В 1879 г. священник открыл в Назии школу, но, при отсутствии всякого содействия со стороны, школа не процветает. Детей в селе более сотни, а учатся до 50 человек обоего пола.
В праздничные дни в церкви бывает от 100 до 400 человек.
Кроме общих праздников, в селе Назьи празднуются, сопровождаемые крестным ходом, праздники Ильинской пятницы и рождества Иоанна Предтечи (24 июня). Первый праздник бывает в память холеры, в 1848 г., второй — в память скотского падежа. В Буграх празднуют день Харалампия (10 февраля) в память скотского падежа. В последнее время в число праздников вошел день освобождения крестьян (19 февраля).
Свадебные обычаи те же, что и везде. Особенность указана та, что мужчины едут в церковь с открытыми головами, какая бы ни была погода, и как бы ни далека была церковь.
Нравственность прихожан не безукоризненна, чему способствует, с одной стороны, жизнь на канале, среди пришлого торгового народа, частый постоянный наплыв временных жильцов — крестьян Витебской и других губерний, приходящих сюда для работ на канале, людей, привыкших к бездомной, бродячей жизни.
В числе лиц, ревнующих о благолепии храма Божия, достойны памяти: временно проживающие здесь помещицы, Елена Феодоровна Ухова и Анна Михайловна Иванова, церковный староста, шлиссельбургский 2-й гильдии купец Иван Петрович Овчинников, петербургские мещане Андрей и Семен Михайловы и Дмитрий Леонтьев, шлиссельбургские мещане: Дмитрий Адрианов, Александр Белов, Никита Васильев, Александр Никитин и другие временно-обязанные г. Нелидова, из деревни Бугров, крестьяне: Петр Александров, Дмитрий Ильин, Даниил Сергеев, Анна Леонтьева и др.
Приходское попечительство открыто попечением священника Дмитрия Старопольского, в 1881 году. Председателем и казначеем его состоит священник, члены — церковный староста и около 80 человек крестьян. Члены взбираются на 3 года. Особенным усердием к попечительству отличились крестьяне следующие: Петр Васильев Герасимов, внесший в кассу, в три года, 350 р., Петр Александров Макаров — до 100 р., Мария Николаева Ерофеева до 53 р. С 14 мая 1881 г. до 1 января 1884 г. поступило в попечительство, на украшение храма 1,706 р. 66 к., на устройство училища 65 р. 30 к. Из них на украшение храма употреблено свыше 1,603 р. На эти деньги церковь обновлена и с достаточным великолепием украшена.